WORKABOX ОТ А ДО Я: учебник для начинающих

Перед вами сборник подробных инструкций. О том, как быстро запустить учёт своего розничного предприятия. Как избежать типичных ошибок ритейлера. На что обратить внимание при использовании продукта. Масса фишек и полезных хитростей от профессионалов.

Учебник workabox, читайте online! А также смотрите видео уроки!

9. Ценообразование

9.1. Общие принципы ценообразования в розничной торговле

9.2. Управление ценами и прайс-листами в workabox

9.3. Работа с прайс-листами в РТТ

9.4. Переоценка товара в workabox

9.1. Общие принципы ценообразования в розничной торговле

Обычно цена товара в розничной торговле (РТ) устанавливается по двум основным методикам. В первом случае она может определяться на основе издержек продавца, который не только потратился на закупку товаров у поставщика, но должен также выплатить налоги, зарплаты сотрудникам, заплатить за аренду помещения и т. п. Естественно, что при этом он должен ещё и остаться в прибыли. Таким образом, цена выводится из суммы расходов, к которой прибавляется ещё и ожидаемая прибыль. То есть цена образуется исходя из затрат.

Размер наценки может зависеть от целого ряда факторов. Например, на ходовой, хорошо продающийся товар ставится обычно небольшая наценка. В то время как наценка на дорогие и медленно расходящиеся наименования может быть весьма внушительной.

В некоторых случаях на ходовой товар также может быть установлена большая наценка. Тут можно привести пример со смартфонами Apple iPhone, продажи которых стартуют изначально лишь в 2-3 странах и постепенно распространяются на другие. Однако практически на следующий день после старта продаж в США «серые» устройства можно купить и у нас. Вот только наценка в таком случае бывает колоссальной. За возможность получить желанное устройство одним из первых некоторые покупатели готово заплатить немалые деньги.

Во втором варианте стоимость товара напрямую зависит от средней по рынку. То есть продавец просто не может установить цену намного выше, чем в соседних магазинах. Одновременно с этим ему может быть не интересно торговать по ценам значительно ниже, чем у остальных (разве что несколько сниженная стоимость служит в качестве дополнительной приманки для покупателей). В данном случае цена образуется исходя из средней по рынку.

Вообще, успех в розничной торговле полностью зависит от умения устанавливать правильную цену на товар. Она не должна быть слишком низкой, поскольку это невыгодно. И наоборот, слишком высокая цена просто отпугнёт покупателей.

Среди примеров умельцев грамотно выставлять цену можно привести пример легендарного производителя конструкторов Lego. Стоимость у этих игрушек немаленькая и явно приносит хорошую прибыль. Однако, одновременно с этим, она не настолько высока, чтобы отпугнуть потенциальных покупателей.

При необходимости быстро распродать залежавшийся товар торговцы обычно устанавливают на него стоимость немного ниже или вообще равную себестоимости. Это лишает их возможности заработать, зато позволяет получить деньги, которые можно сразу же пустить в оборот, например, для закупки новой партии более актуальных наименований.

Бывают также случаи, когда товар продаётся в убыток или вообще отдаётся даром. Делается это с целью привлечения внимания к более дорогому товару, приносящему больше дохода. Например, предлагается купить дорогой шампунь и получить при этом небольшой тюбик крема для лица в подарок. Продажи второго товара в таком случае оказываются убыточными, однако в целом прибыль увеличивается.

9.2. Управление ценами и прайс-листами в workabox

Для того чтобы управлять розничными ценами на товары, в workabox предусмотрен очень удобный инструмент — прайс-листы (ПЛ). Благодаря им менеджер, обладающий соответствующими правами, получает возможность легко осуществлять довольно сложные операции, уменьшая количество рутинных действий.

Принцип таков — создаётся ПЛ, который затем используется в одном или нескольких РТТ. Для их создания необходимо воспользоваться закладкой «Товары, цены» — «Цены». Откроется справочник ПЛ.

Для создания документа используется инструмент «Создать». В открывшемся окне необходимо обязательно указать наименование нового ПЛ. Ниже расположен полный список внесённых в систему товаров (всех кроме имеющих статус «Архивный»). В нём необходимо отметить требуемые товары и вручную проставить для них цены. При необходимости дополнительные наименования можно импортировать из файла Excel (подробности про импорт см. в гл. «6. Товарный (номенклатурный) справочник»).

Закладка «РТТ» показывает, в каких магазинах используется данный ПЛ. Однако задаются эти связи не отсюда, а через «Предприятие» — «РТТ». В карточке РТТ есть пункт «Прайс-лист», в котором в любой момент времени можно выбрать требуемый ПЛ.

Как известно, цены на одни и те же наименования отличаются в зависимости от целого ряда факторов. Например, у одного и того же товара может быть разная стоимость в различных городах. Она может зависеть от сезона, меняться по праздникам. И вот тут проявляется достоинство используемой системы. Просто создаётся и используется столько ПЛ, сколько необходимо для нужд компании.

Каждый из ПЛ может иметь два состояния — «Активный» (то есть актуальный на сегодняшний день) и «Архивный» (устаревший и хранящийся в системе для отчётов и статистики).

Таким образом, если необходимо сменить цены только в определённых магазинах, то достаточно отредактировать эти цифры только в привязанным к ним ПЛ. Можно также создать несколько ПЛ, например, один для будних дней, другой для выходных.

Используются ПЛ и в некоторых других случаях. Например, при перемещении товаров между складами. Это может быть полезно при работе с франчайзи, отгрузка товаров которому нередко происходит на определённых условиях. В таком случае при переходе со склада на склад стоимость товаров будет меняться. Цены при этом будут браться из специально созданного ПЛ (см. подробности в главе «8.7. Внутреннее перемещение товара»). Или другой пример: товары на РТТ перемещаются сразу по розничным ценам, указанным в ПЛ. Делается это для того, чтобы сотрудники магазина не знали о наценке на данные наименования.

ПЛ важны также и для работы экранов (см. «14. Работа с экранами»). это оборудование получает всю информацию о стоимости демонстрируемой продукции из прайс-листа, используемого в магазине, в котором экран был установлен и который указан в его настройках. Если же оборудование установлено вне магазина, то можно подключить любой подходящий ПЛ. Соответственно, для того, чтобы на экране стали отображаться другие цены, достаточно просто будет нескольких простых действий в настройках.

9.3. Работа с прайс-листами в РТТ

Описанное в главе «9.2. Использование прайс-листов» справедливо только для менеджеров, работающих в представительствах и занимающихся вопросами ценообразования. Однако, если пункт меню «Товары, цены» — «Цены» выберет сотрудник РТТ, то ему откроется иная картина. Вместо списка ПЛ он увидит только один из них. Тот самый, который привязан к его магазину. Причём отображаться будут как новые цены, установленные менеджером в офисе, так и текущие, по которым осуществляется продажа. Для того чтобы новые цены вступили в силу, существует инструмент «Применить цены».

Но пользоваться им сразу же нельзя. Менеджер из представительства может переработать ПЛ в любое удобное для него время. Например, днём, когда торговля в магазине в самом разгаре. Применять новые цены нельзя до тех пор, пока не будут изменены ценники. Этим должны будут заняться сотрудники магазина. Никаких самостоятельных корректировок в ПЛ работник РТТ вносить не может.

О том, что цены были изменены, работнику РТТ система сообщит автоматически, как только он выполнит вход. При этом ячейки из столбцов «Новая цена» и «Текущая цена» будут отличаться (у тех товаров, цены на которые были изменены). То есть для них необходимо распечатать ценники. И сделать это можно силами workabox. Просто отметьте все товары, цены на которые были изменены, после чего появится инструмент «Печать выбранного». При нажатии на него откроется окно, в котором отметить шаблон «Ценники» и нажать «Печать».

Для того чтобы быстрее отыскать все товары с изменёнными ценами, удобно пользоваться инструментом «Фильтр». Просто выбираете в «Изменения цены» пункт «Изменённые».

И лишь после того, как все ценники были распечатаны и размещены, нужно нажать на «Применить цены». После этого кассы магазина начнут работать с новыми ценами, которые будут совпадать с ценниками. Кстати, если на товар была установлена нулевая стоимость, то данное наименование просто не будет отображаться в ПЛ магазина и продать его будет невозможно.

Сотрудник РТТ может производить процедуру распечатки ценников средствами workabox в любое время. Необязательно привязывать ее к обновлению цен. Например, это может потребоваться для обновления уже изношенных ценников на прилавках.

Подключение же другого ПЛ для работника магазина внешне совершенно идентично изменению цен. Новые цифры не вступят в силу до тех пор, пока не будет нажата кнопка «Применить цены». Система может дополнительно напомнить об этом. Делается это через меню «Настройки» — «Учётная политика» В открывшемся окне отмечаем «Да» в пункте «Контроль применения цен».

Ещё одно отличие того, как видит ПЛ менеджер из магазина, заключается в наличии в списке товаров пункта «Избранное». С его помощью отмечают наиболее часто продаваемые товары — хлеб, пакеты и т. п. Сделано это для упрощения работы кассиров (см. подробности в главе «13. Работа с кассой. Workabox.Касса»).

9.4. Переоценка товара в workabox

Переоценка товара — это процедура изменения его продажной стоимости в сторону увеличения или уменьшения. Её проводят, например, при изменении рыночной стоимости товара, утраты им первоначальных потребительских свойств, изменения закупочной цены, близкого окончания срока хранения, устаревания и ряду других схожих причин.

В workabox возможны два варианта переоценки. В первом варианте в магазине на товар (или группу товаров) изменяют розничную цену. Этот метод наиболее простой. Однако имеет один недостаток — при подобном изменении цены, товар продолжает учитываться в тех ценах, в которых он был получен от поставщика. Дело в том, что меняется она только в случае прихода новых товаров по новой цене (см. главу «8. Управление товарными запасами»»). По этой причине данная методика не годится в тех случаях, когда учёт стоимости товарных остатков ведется в розничных ценах.

Но можно поступить и так: мы проводим искусственную (виртуальную) процедуру возврата переоцениваемых товаров поставщику и тут же оформляем их в виде прихода, но уже по новой цене (см. главу «7. Взаимоотношения с поставщиками»»). Или ещё проще — произвести внутреннее перемещение на собственный склад (см. подробности в главе «8.7. Внутреннее перемещение товара»).

В любом из случаев процедура переоценки проста и занимает минимум времени. Не требуется изъятие товаров из торгового процесса.

Оставить отзыв