SaaS (Software as a Service) - это модель предоставления программного обеспечения как услуги. Доступ к SaaS системе и ее функциям происходит через веб-интерфейс сервиса, который позволяет использовать услугу в любом месте земного шара, был бы доступ к сети Интернет. 

Электронная почта является самым распространенным примером ежедневного использования «облачных» технологий. В сравнении с оплатой за лицензию десктоп приложений, использование модели SaaS позволяет организациям получать доступ к бизнес-функциональности по меньшей цене. Это связано с тем, что в большинстве случаев, ценообразование основано на ежемесячной абонентской плате. Кроме того, программное обеспечение размещается удаленно и пользователям не нужно вкладывать средства в дополнительное оборудование. С использованием организацией системы SaaS исчезает необходимость в установке, настройке, ремонте и техническом обслуживании «железа». Можно сделать вывод, что одно из наиболее важных преимуществ модели SaaS – ее дешевизна. 

На рынке SaaS представлен достаточно широкий ряд продуктов с целью решения всех задач клиента. 

EPR-системы (Enterprise Resource Planning). Это система управления внутренними ресурсами компании, которая создана для автоматизации и оптимизации внутренних процессов предприятия. Функциональность ERP системы разделяют по группам модулей, такими как: финансы, персонал, операции. Внедрение ERP очень дорогой процесс и является серьезным испытанием для менеджмента предприятия. Правда, благодаря возможности использовать Интернет и свободное программное обеспечение, средние и небольшие предприятия превращаются в потенциальных потребителей ERP систем. Разработчики продуктов стараются расширить функциональность системы и в новые версии добавляют модули: логистика, бухгалтерия, финансы, управление производством, заработная плата, CRM. 

CRM-системы (Customer Relationship Management). Это система управления внешней коммуникацией компании, которая позволяет увеличить продажи. Как и у других систем здесь есть костяк функций: управление сделками, управление контактами, постановка и управление задачами, настройки прав доступа, работа нескольких менеджеров одновременно. Данные SaaS системы позволяют строить отчеты по основным показателям эффективность продаж. Кроме того, по требованию клиентов функциональность сервиса расширяется. Также, в систему есть возможность добавить необходимые для компании узкоспециализированные функции. SaaS CRM системы достаточно распространены и доступны. Некоторые компании позволяют пользоваться сервисом бесплатно по модели урезанной функциональности. 

Онлайн Бухгалтерия. Данная SaaS система призвана облегчить жизнь и руководителю и бухгалтеру. Первый - не тратит деньги на содержание штатного сотрудника и имеет постоянный контроль над финансовой деятельностью компании, второй – приезжает 1-2 раза в неделю в офис за документами, а все остальное время работает дома. Основными функциями данного облачного сервиса явдяются: работа с бухгалтерскими документами, учет сотрудников в системе, расчет зарплаты, налогов и взносов, отчет через Интернет. 

Бизнес почта. Кроме явных преимуществ корпоративной почты – таких как совместное планирование задач, встреч, совещаний, по модели SaaS пользователь получает доступ к данным через интернет-браузер с любого мобильного средства. 

Управление проектами. Дабы вложиться в сроки и не сорвать проект, нужны эффективные инструменты по его управлению. У крупных компаний есть деньги и они готовы их заплатить за программное обеспечение с огромной функциональностью. Мелкие предприятия в таких инструментах также нуждаются, но средствами не обладают. И поэтому они приходят к облачным сервисам. SaaS система управления проектами должна обладать рядом возможностей, главными из которых есть: проекты и задачи, учет времени выполнения задач, учет бюджета, контроль прав доступа.

Документооборот. Данная модель SaaS позволяет организовать повседневную работу офиса, коммуникаций, совместную работу и безопасность хранения корпоративных данных. Основными функциями этой системы есть: быстрота создания документов за счет компактных форм, простота внедрения и поддержки, наглядный контроль выполнения задач, набор встроенных решений (оформление больничного листа, обходного листа, заявления на отпуск). 

Опираясь на выше сказанное можно выделить преимущества SaaS систем: 

Недостатками SaaS принято называть небезопасность передачи пользовательских данных провайдеру, низкое быстродействие, а также перебои доступа к SaaS системе из-за проблем с Интернетом. Однако провайдеры заинтересованы в развитии технологий шифрования и широкополосного доступа в сеть Интернет и эти сомнения постепенно рассеиваются. 

Из-за вышеперечисленных страхов появились альтернативные технологии, которые представляют собой промежуточные варианты перехода от традиционного программного обеспечения к SaaS, и скорее всего, скоро исчезнут.